Обсуждение правил "экстремального велотуристского марафона"
31.07.2006 г.

in velo veritas

М.Г.Гаврилов (Черноголовка, Московской области), МКСВТ "Караван"

 

 

Добрый день, коллеги!

Это - обстоятельное письмо о правилах "экстремального велотуристского марафона".

Обсуждение документа http://caravan-marathon.narod.ru/history/evtm067.doc (вторая итерация - http://caravan-marathon.narod.ru/history/evtm0672.doc), предложенного В.А.Комочковым. Для простоты почти все цитируемые здесь документы помещены на "народный" сайт "Караван-марафона": http://caravan-marathon.narod.ru/.

Текст написан 20-31 июля 2006 г. Разослан 31 июля 2006 г. Выложен на сайт 1 августа 2006 г. Основной адрес документа: http://caravan-marathon.narod.ru/history/prbe067.html.

Текст состоит из двух частей - общей концепции и технических деталей.

К концепции отнесены принципиальные моменты: что принимается во внимание, а что - нет; что нужно учитывать и как, а что - не нужно. Технические детали - это уже конкретные способы учёта, конкретные цифры, нормативы и т.п.



Преамбула

Куда отнести марафоны: к спорту или туризму - это тема вне данного обсуждения. Здесь рассматривается их место в системе туризма, точнее - туристических оргструктур. Если рассматривать их в системе спорта (что, вообще, более разумно), то нужен совершенно иной подход.



Концепция

Концепция - это главное. Заложить грамотные основы при включении веломарафонов в рамки "спортивного туризма" (экстремального или, возможно, другого вида туризма) - очень важно.

Главной целью формирования правил должно объединение усилий всех веломарафонцев и веломарафонских клубов России. Правила не должны создавать ещё более глубокую разницу между ныне "официальными" марафонами и всеми иными, а разница сейчас имеется.

Сейчас в России несколько клубов веломарафонцев (Петербург, Екатеринбург, Москва, Волгоград, Пенза, Архангельск, Петрозаводск, Ростов, Черкесск), которые придерживаются или как-то взаимодействуют с системой марафонов ACP. Ещё большее число клубов, неформальных объединений велосипедистов или индивидуалов проводят свои мероприятия (официальные или неофициальные) вне этой системы, многие - вне каких-то систем вообще. Каждый из (известных нам) клубов придерживается своего стиля проведения марафонов и участия в них. Более того, в ряде клубов ("Караван", "Балтийская Звезда", особенно, после воссоединения с "Нева-марафон", "Неоскифы"...) существует несколько течений. На мой взгляд, наша задача объединить все эти течения в одну "конфедерацию", сделать так, чтобы все проводимые веломарафонские мероприятия органически вошли бы в новые правила.



Направления.

В принципе, сейчас можно выделить три главных направления:

  • 1. Делается упор на проведение марафонов по географически логичным маршрутам, минимум обеспечения марафонцев в пути (точнее - этому не придаётся большого внимания), элементы ориентирования на местности. Длина трассы - сколько получилось по логическому маршруту. (Наиболее выражено, например, в "Караване" и "Неоскифах".)
  • 2. Делается упор на создание максимально комфортных условий прохождения марафонцами трассы, КП со всеми услугами (так называемые "сервисные" КП) организуются через каждые 70-100 км. Это как бы прохождение необходимых сотен км по стадиону, расширенному до размеров области. Как правило, пунктуальное следование букве переведённых с французского языка правил. (Наиболее выражено, например, в "Урал-марафоне".) Я бы назвал это "комфортными" марафонами.
  • 3. Веломарафоны вне главных дорог, по грунтовым дорогам.
  • +(4). Немногочисленные, но появляющиеся зимние веломарафоны.

При этом везде есть две тенденции в целях.

  • А) Тенденция пройти маршрут за контрольное время, максимально насладившись поездкой (порой заезжая на привал к коллегам и проводя там значительное время, а то и даже заходя в музеи по пути следования).
  • Б) Тенденция пройти маршрут максимально быстро (например, принцип клуба "Velogearance").

К слову сказать, сочетание 2Б - это чистый спорт, никакого туризма, тем более - экстремального туризма, я тут не вижу. Экстремальность есть в скорости прохождения, трате энергии, но это - не туристическая, а чисто спортивная экстремальность, которая присутствует в каждом виде спорта.

Как было отмечено выше, целью нового положения должно быть объединение всех этих направлений одну "конфедерацию". Однако, в предлагаемом новом положении всё по-прежнему сведено только к одному типу марафонов: условно говоря, марафонов по равнине, по асфальту и на целое число сотен километров (это концептуируется уже в пункте 1.2.). Это очень узкий подход. И вот наиболее представительный из ежегодных европейских марафонов, Тронхейм-Осло протяжённостью 540 км, в систему уже и не вписывается. Важно подчеркнуть, что в данном случае нет никакого "посягательства" на стандарт клуба Audax Club Parisien (ACP), этот стандарт должен органически войти в более общую концепцию как частный случай.



Дистанции и маршруты.

На наш взгляд, принципиальным должно быть то, что любая дистанция по любому маршруту (и с любым километражём, превышающим некий минимум типа 150 км, но не имеющим верхнего предела) должна иметь право на существование, то есть, быть обсчитана и приписана к какой-либо категории сложности. Причём, обсчитана полностью, а не только та часть, которая составляет, например, 300 км на 306-километровом пути. Например, тот же марафон Тронхейм-Осло, 540 км, или наш классический Москва-Ярославль, 265 км. Как обсчитана и как приписана - это уже технические детали, нормативы.



Прохождение дистанции и соревновательные моменты.

По этому поводу есть различные мнения, которые тут уже высказывались. По сути, обсуждались два варианта, две концепции:

  • 1. Положительным считается любой результат, если человек проехал всю дистанцию и уложился в лимит времени, который (лимит) един для всех; последовательность приезда участников на финиш имеет второстепенное значение (концепция велопробегов, концепция ACP, Paris-Brest-Paris, London-Edinburgh-London).
  • 2. Результат зависит от того, каким по счёту приехал на финиш участник (концепция соревновательности между участниками на марафоне).

Есть промежуточные и дополнительные варианты, но они, скорее, должны рассматриваться в "технических деталях", например такие:

  • 1а. Устанавливаются несколько возможных пунктов финиша, результат зависит того, на каком из этих пунктов участник закончил маршрут (чем дальше - тем лучше, концепция велопробегов "Каравана").
  • 1б. Устанавливаются несколько лимитов времени, и результат зависит того, в какой из лимитов участник уложился.
  • 1в. Устанавливаются, кроме того, "свободное время старта". Это означает, что требуемый маршрут участник может пройти в любой день (в определённом интервале дат, скажем, две недели), стартуя в любое время.
  • 2а. В добавление к варианту "2" участники, финиширующие с разницей менее NN секунд (или M минут, или в прямой видимости один от другого, или неразличимы системой спутникового слежения, иные похожие принципы) считаются приехавшими вместе.

Во второй итерации правил зависимость присвоения разрядов и званий от места, занятого на дистанции, уже не присутствует. Тем не менее, всё же, не могу не остановиться на очень важном моменте. Это никем не было сказано при обсуждении концепции соревновательности между участниками на конкретном марафоне.

Соревновательная мотивация (в особенности при таких правилах, когда даются различные места участникам, один из которых опередил другого на считанные метры - и это на дистанциях в 200 и более км) входит в прямое противоречие с принципом соблюдения Правил дорожного движения. Многие (вероятно, подавляющее большинство) из читающих эти строки веломарафонцев могут вспомнить случаи из своей практики, когда они проезжали перекрёсток на красный свет, закрытый ж.д. переезд, обгоняли "эту черепаху на КАМАЗе" по встречной полосе, ехали по тротуарам, пугая прохожих, и т.п. Но, конечно же, к каждому из этих случаев каждый марафонец добавит, что он предварительно убедился в полной безопасности совершения этих действий, нарушающих ПДД. С другой стороны, многие могут рассказать, что после бессонных ночей в седле им уже мерещились различные чёртики вдоль дороги, голосующие персонажи на каждой остановке, псы (артабаны) на обочине, бомжи под кустами и т.п. Поэтому, всё-таки, даже принимая возможность нарушения ПДД марафонцами в очевидно безопасных случаях, приходится сомневаться в адекватности принятия таких решений (особенно в конце марафона, особенно на длинные дистанции, особенно после бессонных ночей). Это и на современных марафонах происходит просто из желания опередить товарища ("А как здорово я сделал Маугли на целую минуту, хотя при въезде в Ярославль отставал от него!"). Так что же будет, если присвоение "мастера спорта" будет фактически зависеть от возможности проехать на красный свет последний перекрёсток перед финишем?

      Примечание: предыдущий абзац был полностью написан 21 июля и никак не связан с событиями 23 июля на марафоне "Европа-Азия-2006".

Замечу, что именно по сходным причинам вышло Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 446 "О мерах по усилению безопасности дорожного движения при проведении в Российской Федерации спортивных мероприятий вне специальных спортивных сооружений" (см. http://caravan-marathon.narod.ru/history/post446.doc).

Вывод простой и неутешительный для многих организаторов: официальное распределение мест по порядку финиша на марафонах, проводимых по сети обычных дорог, противоречит законодательству Российской Федерации. Организаторы могут быть привлечены к административной ответственности.

      Примечание: ответственность ограничивается административной только в случае безаварийного завершения марафона.

Прецедент таковой угрозы со стороны властей уже имеется. В мае 2006 г. ГИБДД Архангельской области фактически запретило веломарафоны: http://caravan-marathon.narod.ru/history/gai065.doc. А местные власти в Котласе истолковали это предписание так, что потребовали за месяц до марафона согласовать проезд участников (а если едут несколько групп или одиночек, то каждой группы или участника) по каждому участку пути как минимум с точностью до получаса - это на финишном участке 1000-км марафона. Выполнение подобных требований не представляется возможным.

Однако, соревновательность и "чемпионат России" возможны. Но это должно быть не соревнование на одной конкретной дистанции (кто кого опередит на пути из Москвы в Котлас), а соревнование по результатам многих марафонов одного сезона. Конкретно это нужно обсуждать в "технических деталях". Как вариант можно предложить соревнование по числу набранных очков за прохождение марафонов текущего года.

Эта система также делает ненужной многочисленные таблицы, технические очки, штрафы и т.п., изложенные в общих правилах по экстремальному туризму. Прошёл или не прошёл маршрут в лимит времени - единственный критерий.



"Всероссийский веломарафон" и "Чемпионат России".

Ориентировка на один "Всероссийский марафон" себя не оправдывает.

Если взглянуть на список всех марафонов на длинные дистанции, проведённых в этом веке в России http://caravan-marathon.narod.ru/history/prbe059.html, то выяснится, что из 10 проведённых марафонов лишь в 3х случаях лучшими оказывались не представители клуба-организатора. Да и то, два из этих трёх случаев - это мои выступления на питерских марафонах, где я - "почти местный", а третий случай относится к 2001 году. То есть, при нынешней системе, в 90% случаев (а за последние 5 сезонов - в 100%) лучшими становятся местные или почти местные участники. Таким образом, в нынешней схеме фактор "своего поля" - не просто очень существенный, а даже принципиально доминирующий.

В новом положении предлагается сохранить эту ситуацию?

В рамках нынешней системы ТССР такой подход будет приводить к лоббированию места проведения этого "Всероссийского марафона - чемпионата" и продолжению обособления клубов по географическому принципу. На самом деле, ведь весьма обидно, что, например, самый скоростной на данный момент клуб веломарафонцев "Урал-марафон" с июня 2001 года ни разу (ни одним участником) не участвовал в марафонах, организуемых другими Российскими клубами; в то же время, на своём Всероссийском марафоне 2006 г. все 100% финишировавших - представители "Урал-марафона" (http://uralvelo.ru/protokol/2006/brevet200706.html). Налицо обидное обособление по географическому принципу.

Нужен принципиально новый подход к марафонам. Например, (не моя идея, но поддерживаю): чемпионат по ИСВТ/веломарафону [*] стоит проводить не в виде одного-единственного "Всероссийского велопробега", а в виде нескольких этапов чемпионата.

Скажем, 1-ый этап - на юге, 2-ой - в средней полосе России, 3-ий - в Питере-Карелии и на Урале, 4-ый - где-то ещё севернее, 5-ый - на выбор за границей. За каждый этап участники получают свои очки. Учитываются лучшие выступления, скажем, на 3х этапах. Кроме того (уже моё дополнение к идее), за участие в марафонах других клубов (или в марафонах, проводимых на иных территориях) нужно давать больше очков.

      [*] ИСВТ - индивидуальный скоростной велотуризм.

Для справок, есть система неофициального "Чемпионата Скандинавии". Правила по состоянию на 1996 год: каждому участнику начисляются очки за прохождение марафонов (по числу сотен километров), но в каждом регионе можно набрать очки только за один марафон одной и той же категории (то есть, только за один марафон 200 км участник получает два очка, за все остальные 200 км в этом регионе - ничего не получает).



Понятие "руководства походом" и "команда".

Этот вопрос встретил непонимание большинства веломарафонцев. И совершенно справедливо. Применительно к туризму марафоны могут именоваться "Индивидуальными скоростными велотуристическими походами", именно индивидуальными.

Именно так мы и назвали прохождение каждым участником трассы Москва-Котлас-2006, когда выяснилось, что "ГИБДД Архангельской области запретило проведение соревнований по веломарафону на территории области" (толкование местными властями в Котласе уже упомянутого предписания http://caravan-marathon.narod.ru/history/gai065.doc) и упоминание слова "марафон" может иметь неприятные административные последствия для организаторов и нашего товарища в Котласе.

Разделение на понятия "руководитель" и "участник" в туризме подразумевает, что руководитель принимает решения, обязательные для других и несёт ответственность не только за себя. Участник же подчиняется решениям руководителя. В случае, когда в группе один человек (как у нас на веломарафонах), он, по сути, не является ни участником, ни руководителем, - нечто среднее.

Вывод: если в общих правилах "Экстремального туризма" не предусмотрено участие туристов-одиночек, то веломарафоны никак в эти рамки не включишь.

Варианты того, что можно считать прохождением марафона как руководителем, описаны в "технических деталях".

Во второй итерации правил понятие "руководитель" уже нигде не упоминается. Для марафонов это хорошо. Но как теперь поступать с соотнесением этого документа с общим нормативным документом "экстремального туризма" http://www.tssr.ru/extrim/452/, частным случаем которого должен стать рассматриваемый нами документ?



А вообще, подходят ли веломарафоны под понятие "экстремальный туризм"?

Вопрос дискуссионный.

Начнём с обывательского понимания. Лично я совершенно не вижу никакой экстремальности в том, чтобы проехать 200, 300 или даже 400 км со средним темпом преодоления дистанции 15 км/ч, при этом нормально питаясь (даже самостоятельно находя кафешки, не говоря уже об оборудованных КП) через каждые 75-100 км.

Если это экстремальный велотуризм, но разрядные нормы его, по крайней мере, не должны быть проще разрядных норм просто велотуризма.

Другой вопрос, а можно ли уложить нормы по веломарафонам в общую концепцию "экстремального туризма", где объединены несколоько видов? И доминируют там поисково-спасательные работы и похожие виды активности: http://www.tssr.ru/extrim/452/.

И, может, стоит рассмотреть ещё один вариант. Может, включить веломарафоны как "индивидуальный скоростной велотуризм" в просто спортивный (неэкстремальный) туризм?



И нужна ли единая концепция?

Коллеги, как вы думаете, можно ли соединить воедино три описанные мною выше направления? (Описанные в подпункте "направления".) Непросто представить, например, как приверженцы "направления 1" и "направления 2" найдут общий знаменатель в требованиях к КП и к географической логичности маршрутов. Я вижу, что это просто разные типы марафонов: одним нужно одно и совершенно не волнует второе, другим - совсем наоборот. Может, лучше заранее разделить всё на три отдельных вида "экстремальных" марафонов? И для каждого - свои нормы (но, конечно, согласованные друг с другом по сложности).



Название документа и ответственность.

Это очень серьёзно. Напомню, что мы сейчас обсуждаем документ под названием "правила соревнований по экстремальному велотуристскому марафону".

А теперь смотрим пункт 4.1. "ТССР и клубы-организаторы не могут ни в коем случае быть ответственными за возможные несчастные случаи". Вот по этому поводу хорошо бы посоветоваться с юристами. Могу сказать, по крайней мере, следующее. Если мероприятие объявляется соревнованием и не соблюдается упомянутое выше Постановление Правительства N 446 (http://caravan-marathon.narod.ru/history/post446.doc) или ему подобные (наверняка таких немало), то за возможные ДТП, возникшие из-за нарушений ПДД участниками вследствие соревновательной мотивации, организаторы несут уголовную ответственность. И никакие ссылки на пункт правил о необходимости соблюдать ПДД, никакие заполняемые до марафона справки-расписки о том, что всю "ответственность участник берёт на себя" (или т.п.), не помогут.

Вывод: слово "соревнование" не должно встречаться ни в этом документе (а сейчас оно встречается 11 раз), ни в положениях и правилах проведения марафонов. Если это непринципиально и решается путём редактирования, то место этому моему замечанию в "технических деталях".



Технические детали

Разрядные нормативы (по сути).

В предлагаемом проекте нормы разрядов катастрофически низкие.
Коллеги! Ну это просто смешно!
Я не велоспортсмен, но и мне это очевидно. Впрочем, если что-то не так - коллеги-профессионалы велоспорта, поправьте!

Предполагается, что III разряд по экстремальному веломарафону - это 200 км за 13,5 часов. Но III-разрядник по велоспорту, специализирующийся на длинных дистанциях, проезжает эти 200 км за 7 часов, причём без всякого экстрима.

Предполагается, что I разряд по экстремальному веломарафону - это 400 км за 27 часов. Тот же III-разрядник по велоспорту вполне способен проехать в первый день 200 км с 13:00 до 21:00, потом 10 часов отдохнуть, а на следующий день проехать ещё 200 км с 07:00 до 15:00. Итого - 400 км за 26 часов, причём, опять-таки, без всякого экстрима.

II-разрядник по велоспорту, специализирующийся на длинных дистанциях, способен без особого напряжения проехать два дня подряд по 300 км, это укладывается в норму 600 км за 40 часов, то есть в предполагаемую (во второй итерации правил) норму КМС по экстремальному веломарафону.

Так что же это за нормы по экстремальному веломарафону, если они на два разряда легче норм по обычному велоспорту? Или даже больше, чем на два?

Я уже писал выше, что, честно говоря, вообще не вижу никакого экстрима, а тем более - туристического, при езде от одного организованного КП до другого организованного КП, где кормят, поят и т.п. В этом смысле это действительно просто "Randonnee" в том значении, которое переводится с французского как "длительная прогулка". Это - прогулка.

Ну а 1200 км за 90 часов предполагается вообще как максимум возможного - предельный VI класс дистанции, дающий (при участии в международных марафонах) - даже звание МСМК.

А куда отнести тех, кто эти 1200 км проходит, например, за 70 часов? А ведь П-Б-П за 65 часов - это только квалификация (право допуска) к Race Across America (http://www.raceacrossamerica.org/ - около 5000 км).

А куда отнести пробег Сергея Баранова и Жегара Зефа (в режиме многодневного марафона: http://www.zefj.com/zef_voyage_2005.htm) от Латвийской границы до Владивостока в прошлом году?

А куда отнести осуществление Вадимом Водолагой пробега "Пять морей": 4973 км за 17 дней 13 часов 40 минут в режиме многодневного марафона, в среднем это 283 км в сутки (по российским дорогам, с некоторым грузом, без сопровождения и организованных КП)?

Или даже 1415-км марафон London-Edinburgh-London, который тоже явно сложнее, чем Paris-Brest-Paris?

Поражают и предполагаемые нормы юношеских разрядов.

При желании можно найти множество отчётов о велопоходах (причём, отнюдь не экстремальных), где 8-летние дети в походах с родителями проходят ежедневно по 70 км при 4-5 ходовых часах в день. Проходят на внедорожниках или "детских гибридах", в том числе и по грунтовым дорогам. 11-летние проходят и по 120 км за 7-8 ходовых часов. Основной груз, конечно, везут родители, но небольшой груз, как у детей в этих случаях, как раз соответствует тому, что бывает на марафонах.

И сравним это с тем, что предлагается для юношеских разрядов по экстремальному веломарафону:

  • III юношеский разряд - 25 км (10 лет и старше);
  • II юношеский разряд - 50 км (12 лет и старше);
  • I юношеский разряд - 75 км (во второй итерации - 100 км) (13 лет и старше).

Без комментариев.



Теперь для справок напомню ссылку на нормы МКСВТ "Караван", которые мы приняли 2 июля 1989 года: http://caravan-marathon.narod.ru/history/prbe897.html. По итогам сезона 1989 у нас было 2 перворазрядника, 2 второразрядника и 6-8 третьеразрядников.

Замечу, что принималось это для преодоления дистанций в ещё "тех" условиях:

  • Дороги ещё "того качества", например, узкую разбитую дорогу того времени Москва - Горький не сравнишь с современным четырёхрядным шоссе Москва - Нижний Новгород.
  • Ещё "та" велотехника - "Старт-Шоссе" с железной системой на клиньях, дубовым седлом, на часто прокалываемых трубках и вылетающих спицах, без велокомпьютеров и вообще каких-либо измерителей скорости.
  • Пробег без сопровождения и организованных КП, то есть, с элементами реального туризма - нужно было самим находить магазины, кафе для питания, места для отдыха.
  • Отсутствие чего-либо типа "24 часа", то есть, в те годы с 21-22 часов до 7-8 утра нигде ничего найти было невозможно.

Но даже эти нормы (например, для I разряда это - 700 км за 40 часов) при обсуждении с велоспортсменами и даже неспортсменами-веломарафонцами вызывали ухмылки и характеристики типа "халявные нормы".

А тут для КМС за те же 40 часов на 100 км меньше.

И что будут говорить марафонцы о своих разрядах? Так, что ли: "Я - КМС-веломарафонец по версии "ОРВМ-2006", по нормативам "Каравана-1989" - это II разряд, что соответствует III разряду по велоспорту"?

Думаю, что для разработки нормативов по веломарафонам нужно привлечь профессиональных спортсменов-велосипедистов, участвовавших в марафонах, которые могут сравнить нагрузки и дать грамотные советы.

При этом для разрядов (III, II, I, КМС) должны быть именно нормы. А вот для званий (МС, ЗМС, МСМК) может быть система "накопления заслуг". Кстати, у мировых веломарафонцев есть весьма почётный клуб из тех, кто успешно проехал минимум 1000-км марафоны во всех Частях Света, где они проводятся (Европа, Азия, Америка, Австралия); может это - разумный критерий для МСМК?



Порядок присвоения разрядов (по форме).

По форме таблица 3 "Требования для выполнения нормативов на КМС, I, II III разряды и юношеских разрядов" обсуждаемого документа вполне приемлема. То есть, разумно, что для получения III разряда нужно преодолеть марафон I категории, для II разряда - I и II категорий и т.п. Разумно также, что каждую серию пробегов, засчитываемых на разряд, необходимо пройти обязательно после получения предыдущего разряда. Неприемлемо только то, что I категорией называется 200 км за 13,5 часов, II - 300 км за 20 часов и т.п.

Изменение критериев этих категорий хотя бы (надо бы - больше) до уровня нормативов стандарта "Караван-1989":

  • (MP) I категория - 250 км за 14 часов 17 минут,
  • (MN) II категория - 420 км за 24 часа,
  • (ML) III категория - 700 км за 40 часов,
  • (MJ) IV категория - Paris-Brest-Paris за 84 часа
позволит принять эту таблицу. (В скобках обозначения стандарта "Караван-1989", без скобок - терминология категорий таблицы 3 обсуждаемого документа это.)

Для справок - категорирование пробегов, привязанное к разрядным нормам "Караван-1989": http://caravan-marathon.narod.ru/history/prbe899.html, получение следующего разряда предполагало преодоление пробега с категорией на 2 ступени выше.



Категории сложности марафонов.

Здесь может быть очень много особенностей.

В предлагаемом проекте категории сложности марафонов (в других версиях документа называемые также классами дистанций) идут весьма неравномерно (увеличение дистанций от одной категории к другой прыгает как 1,5-1,33-1,5-1,67-1,2 [*] ). Причина этой неравномерности в том, что километраж привязан исключительно к прокрустову ложе французских дистанций. Я думаю, что никто не против того, что эти дистанции должны быть, и что любой клуб может ограничиться только ими. Но во Всероссийском масштабе необходимо давать возможность официально проводить также и другие марафоны. Тем более, что в этом наборе принципиально не хватает ряда дистанций, например, такой важной и необходимой дистанции как (примерно) 250 км - наиболее разумной нормы III разряда.

      [*] Сравните с системой "Караван-1989":
      по разрядам (через две "категории"): 1,67-1,67-1,68-1,67.
      по "категориям": 1,29-1,29-1,30-1,28-1,30-1,29-1,29-1,30-1,29.

Сложность дистанции (и, соответственно, контрольное время) в прилагаемом проекте зависит только от длины дистанции. Это очень неполная схема. Сложность, как минимум, должна зависеть ещё от качества покрытия (грунтовые участки должны оцениваться выше), общего набора высоты и "числа звёздочек" трассы: частоты (наличия/отсутствия) организованных "сервисных" КП (с едой, спаньём и т.п.) по пути.

Общий набор высоты и качество покрытия.
Я тут действую просто бритвой Оккама.
Система должна быть простой.

В "моей" системе категорирование определяется дистанцией (реально пройденными километрами), каждой дистанции соответствуют марафоны на дистанции от (минимум) до (максимум). Исключения - для совсем горных марафонов типа "Ворота Кавказа".

Сложность же трассы (и контрольное время) измеряется в условных километрах (можно переименовать в баллы - не суть). 1 км по равнине по асфальту - 1 условный км. По грунтовым дорогам вводится коэффициент, скажем 1,5, но здесь нужно индивидуально подходить к каждому типу дорог. Набор высот. Каждые "компенсированные" (то есть, с последующим или предшествующим спуском) 80 м набора высоты - это один дополнительный усл.км. Если разделить подъёмы и спуски (что, впрочем, бывает редко), то каждые "некомпенсированные" 80 м набора высоты - это плюс два усл.км, а каждые "некомпенсированные" 80 м спуска - минус один усл.км.

      Про набор высоты - такая норма получается для прохождения трасс с предельным по критериям ACP временем (условно говоря, для "уставшего" марафонца, едущего так, что уложиться в норматив - это достижимая, но непростая цель). Проверено много раз, остановились именно на величине 80 м. Например, наш Крымский марафон Симферополь-Крымская Роза-Судак-Алушта-Симферополь (http://www.issp.ac.ru/astro/gavrilov/v/cr230_w.html) на 230 км и 4200 м набора высот имеет 230 + 4200/80 = 282,5 усл.км, совпадает по нагрузкам. Сокращённый вариант 200 км (Крымская Роза-Судак-Алушта-Симферополь, который мы регистрируем в ACP) имеет 3600 м набора высот, 200 + 3600/80 = 245 усл.км.

Иными словами, каждые "некомпенсированные" 100 м набора высоты на 100 км (или каждые 1000 м на 1000 км - речь идёт об относительной величине) увеличивают сложность марафона на 1,25%. Так, марафон на 1000 км с набором высоты 6500 м сложнее чисто равнинного примерно на 8,1%. Соответственно на эти % должно быть больше контрольное время.

      Примечание: как уже упомянуто выше, описанные соотношения - для прохождения трасс с предельным по критериям ACP временем (темп прохождения 15 км/ч для коротких марафонов); для более скоростных марафонов соотношение иное, например, для темпа прохождения 20 км/ч коротких марафонов каждые "некомпенсированные" 100 м набора высоты на 100 км увеличивают сложность марафона только на 1,00%.

Логично ввести некоторую зависимость и от погодных условий. Стоит, вероятно, несколько увеличивать контрольное время для марафонов, проводимых при неблагоприятных погодных условиях. Завершившийся только что марафон "Европа-Азия-2006" стал явно более экстремальным из-за откровенно промозгло-осенних условий (http://caravan-marathon.narod.ru/history/eb0672.html), чем был бы при нормальной погоде. Куда более экстремальным, чем предполагалось, оказался по погодным условиям и марафон "Вокруг Ладоги-2003", когда жара на Карельском перешейке в тени достигала +33. Постоянный встречный ветер был почти на всём пути марафона "Москва-Петербург по малым дорогам-2004" (http://www.issp.ac.ru/astro/gavrilov/v/ml04_w.html).

Периодичность "сервисных" КП на трассе. Уровень сложности марафона должен быть зависим от числа организованных КП по пути. Чем меньше "сервисных" КП (с едой, спаньём и т.п.), тем сложнее маршрут.

Аналогично, плотность населённых пунктов на трассе. Сравните психологическую нагрузку, например, двух марафонов на 1000 км:

  • Лепестковый марафон в Подмосковье, где участники несколько раз по разным направлениям удаляются от Москвы на 100-150 км и возвращаются, где каждые 10 км есть деревни и ларьки с едой, и где максимальное удаление от ж.д. платформы с электричкой (до дома) составляет те же 10 км.
  • Стреловидный маршрут Москва - Котлас, где на 10-километровую близость к ж.д. можно рассчитывать на первых 90 км, потом - со 180 по 250 км, а далее - только три раза на отметках 335, 600 и 1010 км? Где на участке Никольск - Великий Устюг на 160 с лишним километров (с 780 по 940 км марафона) только два населённых пункта с магазинами, причём круглосуточных из них нет вообще (похоже, что нет; а если в этом году и есть, то нет гарантий на следующий год)?

Очевидно, что второй марафон существенно сложнее.

Своя/чужая страна, свой/чужой регион. Это тоже важно. На мой взгляд, участники, стартовавшие в "своих" условиях (в частности - погодных), имеют преимущество перед теми, кто стартует в непривычных условиях. Можно вспомнить и только что закончившийся марафон"Европа-Азия-2006" (где холодная промозглая погода оказалась сильно непривычной для волгоградцев, поскольку они живут в принципиально других климатических условиях), и прошлогодний марафон "Волга-Дон-2005" (моё восприятие жары характеризовалось там словом "невыносимость", в то время как те же волгоградцы говорили "тепло, конечно, но ехать можно"). Некоторые другие "северяне" отказались от участия в "Волга-Дон-2005" именно из-за климатических условий. За последние годы у нас очень мало марафонцев, участвующих в марафонах в недомашних регионах (регулярный обмен есть только между Москвой и Питером), надо поддерживать участие в марафонах других клубов.

Использование интеллектуального потенциала. В основном документе по общим правилам "экстремального туризма" есть глава "использование интеллектуального потенциала". И сложность маршрута тем выше, чем больше требуется использовать этот самый интеллектуальный потенциал. Вот что меня удивило во Франции на марафоне Paris-Brest-Paris. Это как раз то, что там трассу можно проехать, абсолютно не используя этот самый "интеллектуальный потенциал". На каждом повороте стоит стрелка. Можно проехать, не зная французского языка, ни разу не заглянув в карту и не запоминая ни одного названия населённого пункта (кроме "Париж" и "Брест", которые на слуху). Несомненно, с одной стороны это очень хорошо - заблудиться почти невозможно. Но, с другой стороны - тебе совершенно не нужно для прохождения маршрута знакомиться со страной, едешь как на большом стадионе. Я, кажется, даже в легенду ни разу не заглянул! Знакомился с тем, что было по пути, только из любопытства; для прохождения дистанции этого не требовалось, скорее даже - наоборот. То есть, нет здесь вообще никакой туристической экстремальности.



Требования к контролю на КП.

Собственно, в чём суть контроля на КП (в особенности - секретном)? Проконтролировать, что участник нигде не срезал и не подъехал на электричке или автотранспорте. Думаю, что уже в недалёком будущем можно будет использовать для контроля за всем этим спутниковые системы слежения (например, http://www.russgps.ru/), они позволяют просмотреть все перемещения объекта, фиксируется и скорость объекта. Результаты слежения хранятся на сервере russgps.ru в течение достаточно длительного времени после даты наблюдения, что весьма удобно для судейской бригады. Схитрить можно будет, разве что, подъехав на лошади, тракторе или в туннеле. Пока спутниковое слежение дороговато. Хотя, уже сейчас собственно обслуживание стоит около 30 руб. в сутки для наблюдения за одним объектом. На 10 участников и 4 суток - 1200 рублей, не так уж и много для бюджета 1200-км марафона. Но при этом гораздо больше можно сэкономить на организации КП.

Спутниковое слежение делает ненужными, в особенности, секретные КП.

Оно же сделает более осуществимым проведение марафонов со "свободным временем старта". (См. выше вариант "".) Остаётся вопрос о контроле отсутствия помощи со стороны машин сопровождения вне КП. Но это и сейчас практически не поддаётся контролю.

И ещё про секретные КП. В наши дни с наличием мобильной связи они становятся бесполезными. Более того, у "гостей" может всегда возникать недоверие из-за подозрений, что "местные" знают (могли случайно услышать), где эти секретные КП. Слышал про такие подозрения от американцев-канадцев на П-Б-П-2003. Говорил про это с организаторами на Л-Э-Л-2005 (естественно, после марафона), они последние два раза (в 2001 и 2005 гг.) отказались от секретных КП именно по причине невозможности осуществления этой секретности из-за мобильников.



Требования к сервису на КП.

В проекте это напрямую не сказано, но есть фактически ссылка на то, что по уровню сервиса это должно быть почти как на П-Б-П. На мой взгляд, эти требования к КП (которые весьма разумны для марафонов типа П-Б-П или Л-Э-Л, но не для нас) на российских марафонах приводят к сокращению территории, на которой проводится марафон и, как следствие, собственно туристический аспект марафона пропадает. Это вторая или даже первая причина игнорирования рядом наших марафонцев "Европы-Азии-2006", которые говорят (утрируя), что 1200 км по стадиону накручивать неинтересно. Это, кстати, упоминалось нашими ребятами и при обсуждении поездки на "Волга-Дон-2005", хотя в меньшей степени.



Разумность трассы.

Трасса должна быть логичной. По крайней мере, нужно избегать накручивания километров путём использования крюков на трассе, проезд по которым фактически нельзя проконтролировать. По сути - путь от одного КП до следующего КП разумно прокладывать по самому короткому (оптимальному) маршруту из всех возможных. Наш английский друг (сам того не желая!) не досчитался 34 км (!) на 1000-км марафоне "Волга-Дон-2005". И почему? Один раз у "горбатого моста" он просто поехал за частью срезавших участников, а ещё два раза ему так указало местное население. И какое решение должны были принять организаторы по поводу таких срезаний? Ведь участник искренне не хотел срезать, но его так "послали".

      Примечание. Про эти 34 км он с разочарованием (не проехал 1000!) рассказывал после финиша и в поезде Волгоград-Москва. Потом гордость не позволила ему говорить про недобор километража, после возвращения в Англию он уже везде витиевато писал, что с точностью до погрешностей проехал 1000 км.

Кстати, в марафонах "Каравана" не считается нарушением, если участник сбился с пути и проехал от КП до КП по более длинному маршруту.



Понятие "руководства походом".
Варианты того, что можно считать прохождением марафона как руководителем.

(Если, всё же, без чего-то типа "руководство" никак не обойтись.)

Продолжая ту нить рассуждений, по которой на руководителе в походе, особенно - экстремальном, лежит основная нагрузка по решению интеллектуальных задач, для марафонов можно установить именно такие различия между "участниками" и "руководителями". Марафонец "как участник" едет с выдаваемой организаторами легендой и использованием услуг всех КП. А "как руководитель" он самостоятельно составляет себе легенду (или обходится вообще без неё) и едет полностью автономно, самостоятельно заботясь о питании, сне, сохранности велосипеда во время питания/сна... В этой схеме в марафоне для "руководителя" действительно появляется какая-то (пусть весьма незначительная, но всё же) туристическая экстремальность.

Высказывалась мысль, что руководство - это организация марафона. Вопрос можно обсуждать, но тут сложнее с критериями. Например, сколько должно быть участников, чтобы засчитать руководство? Пусть, для примера 6. А если человек из маленького удалённого города (Черкесска, например), где своих 6 не набрать, а из других мест всем ехать далеко? Ему закрыт путь на такое руководство?

Разовью предыдущую (не мою) идею. Вариант: руководство - это организация марафона и одновременное участие в нём. По себе знаю, что успешно участвовать в марафоне, который сам организуешь, гораздо сложнее, чем в том, который организуют другие.



Штрафные очки.

Естественно, можно применять штрафные очки (добавлять штрафное время) за непринципиальные нарушения правил прохождения марафонов.



Общие правила "экстремального туризма" и их применимость к марафонам.

Общий документ: http://www.tssr.ru/extrim/452/.

В.А.Комочков пишет, что по ряду пунктов нужно вносить поправки в этот общий документ, в частности, в таблицу 2. Я, честно говоря, не вижу принципиальных противоречий и проблем, за исключением такого понятия как "команда" и "руководство походами", если можно самостоятельно разработать систему категорий (классов) дистанций. Это - обычные технические вопросы.

В общем документе есть норматив, по которому каждому классу дистанции (категории сложности дистанции) приписываются баллы, причём сумма баллов за дистанции весьма дискретна: 700-1200-1800-2800-3400-4000 для дистанций с I по VI категорию (в документе "по экстремальному велотуристскому марафону" эти баллы почему-то изменены на 700-1200-2000-3000-4000-5000). В качестве дискуссионного вопроса: а может быть для веломарафонов можно ввести не дискретную, а непрерывную категорийность (скажем, возможна категория 3,14) и, соответственно, непрерывную шкалу этих баллов?

Хотя, я ещё не вник, зачем нужны эти баллы. :(

Ещё в общем документе есть таблица с минимальным "временем работы на дистанции", минимальное время работы на дистанции составляет 12-18-36-48-72-96 часов для дистанций с I по VI категорию. Как это ни парадоксально, для I-III категорий это по сути практически совпадает с нормами "Каравана" от 2 июля 1989 года (http://caravan-marathon.narod.ru/history/prbe897.html). В документе "по экстремальному велотуристскому марафону" нормы явно ниже, как их привязывать к общему документу - непонятно.



Всякие мелкие вопросы. Действительно очень мелкие.

Пункт 3.4. "...почтовая карточка... должна быть адресована ответственному за организацию данного марафона..." Метод ненадёжный. По нашему опыту использования этого способа в 1995-2001 гг. "доходимость" таких карточек составляла около 90%. Причём бывали случаи, что несколько человек одновременно опускают карточки в один и тот же ящик - половина доходит, половина - нет.

(Почти юмор, но на самом деле было.) Некоторое время не мог понять, зачем в пункте 3.7. дорожную карточку необходимо возвращать в гаражно-строительный кооператив (расшифровки ГСК нигде не нашёл; намёк на это есть лишь существенно позже - в пункте 5.5.).

Пункт 4.1. "Соблюдать дорожные знаки" - это как-то странно звучит.

Почти в самом конце документа примечание 2 гласит: "Для участия в марафонах 1000, 1200 и более км необходимо предварительное участие в марафонах 200-600 км в текущем сезоне". Необходима достаточная подготовка к марафонам, а не формальное участие в марафонах более низких категорий. А лишнее участие в ещё одном марафоне ради соответствия этим формальностям может быть порой и во вред подготовке (и здоровью).

В Приложении: "Превышение контрольного времени на этапе - снятие с этапа". Почему? Как следует из пункта 3.10., этап - это от КП до КП. Всегда было, что задержка на одном-двух КП допускается, если участник может наверстать опоздание до следующего или даже второго после данного КП.

В Приложении: "Изменение маршрута с сокращением дистанции - штраф 1 балл за каждые 5 км" и "Пропущенная отметка в карточке - штраф 5 баллов за каждый КП". Как-то непропорционально. Срезал целых 25 км (1 час 40 минут при лимите 15 км/ч) = не поставил какую-то печать? При этом и за то, и за другое могут добавить 50 штрафных минут (пункт 5.5.): для штрафа за сокращение пути на 25 км - явно мало, для штрафа за забывчивость поставить печать - многовато.

В Приложении: "Изменение маршрута с сокращением дистанции - штраф 1 балл за каждые 5 км" и "Использование автоподдержки на этапе - снятие с дистанции". А в чём принципиальная разница между умышленным изменением маршрута с сокращением дистанции на 20 км (например) и использованием автоподдержки на те же 20 км? В первом случае даже больше времени "экономится". Разница разве что в том, что в первом случае нельзя проверить "умышленность", а во втором она очевидна.

К использованию автоподдержки надо добавить и использование электричек и т.п.

Нигде как-то не прописано, что означает "снятие с этапа". Логично предположить, что участнику не засчитывается километраж от точки снятия до очередного КП. Но что должен (имеет право) участник делать в этом случае? Всё же ехать самостоятельно до этого КП? Или может добираться любым способом (электричка, например) до этого КП?



Лишние мелочи.

В документе есть ряд пунктов, в которых явно третьестепенные вопросы, имеющие очень частный характер. Эти пункты могут быть оговорены в правилах проведения конкретных марафонов. Например:

Пункт 3.4. В документе, по-моему, не стоит конкретизировать, как на АЗС, почте или ещё где-то ставить печать (отправлять открытку) в случае отсутствия судейского КП. Стоит просто написать, что участник должен документально подтвердить прохождение КП в соответствии с правилами проведения конкретного марафона.

Совершенно не нужен пункт 3.1. о том, что нужно для участия в марафоне и когда подавать заявку. Это должно оговариваться в правилах конкретных марафонов. Для большинства марафонов (особенно - на небольшие дистанции) срок подачи заявок за целую неделю вызывает недоумение. В то же время для организаторов марафонов на большие дистанции (1000 км, например) желательно знать число участников явно ранее, чем за неделю.



Всего доброго,
Михаил Гаврилов.

Черноголовка,
июль 2006 г.




 

Примечания: август 2006 г.

--------
1     В ответном письме В.А.Комочков пишет:

Стоит ли нам равняться на велоспорт? Из 3-4-х десятков ветеранов велоспорта Волгограда человек 10 пробовали нашу 200-ку, и только один дошёл до 400-1000. Единственная оставшаяся ДЮСШ не участвует в наших мероприятиях на дистанциях выше 100 км. Это совершенно другая идеология (никогда без мест и призов), другие цели, другая техника и пр. Да, на наших мероприятиях до 100 км они , как правило, первые. Ну и что? Для них это лишняя возможность потренироваться, а для нас?

Вернёмся всё-таки к спортивному туризму - спортивно-оздоровительному туризму. Есть и такой вид спорта в ЕВСК. В нём III-й разряд (массовый в понимании спорткомитетов, в ряде случаев даётся просто за участие в соревнованиях) получает участник спортивного похода 1-й категории сложности. В велотуризме это 300 км за 6 дней, правда с грунтовками и грузом.

Я более 20 лет веду курсы начальной туристской подготовки с новичками (ныне это называется школой туристской подготовки начального уровня) и вижу, что первый же поход 1-й категории сложности для многих является критическим: либо он (она) продолжает заниматься велотуризмом либо уходит, т.е. это непросто. При этом мы думаем, что у нас халява по сравнению с горниками.

С позапрошлого года (а я являюсь также Председателем Совета областного ТСС) мы посадили на велосипед до 20% горников (а их у нас не впример вело, 300-400 человек). Те 10-15, которые в этом году сходили в первый велопоход, не говорят, что это слишком просто. Правда, это не асфальтовые покатушки.

Давайте освободимся от инерции восприятия, что если значок МС - значит это боксёр или прыгун с шестом... Спортивный туризм - это не спорт суперменов профессионалов, ежедневно выжимающих из себя всё возможное. Это спортивно-оздоровительный туризм, принятый Росспортом самостоятельным видом спорта в ЕВСК. При кажущейся простоте мастеров спорта в России единицы, если не считать тех, кто является МС СССР.

Но при этом веломарафон в сравнении с существующим более четверти века (официально) спортивным велотуризмом является его экстремальной ветвью - по факту, потому что 98% занимающихся этим - велотуристы и любители. Допустим у тебя значок МС, но как сказал Н. Санкин - среди равных. МС по прыжкам в высоту не будет козырять этим среди прыгунов в длину или шахматистов.

--------
2     Не помню, в каком фильме это было. Сцена. Боевой пост (по виду - хижина) армии новоиспечённого государства в Африке. Приезжает гость. Начальник поста докладывает: "Я - полковник Армии Государства такого-то! Соответствует званию старшего сержанта в Армии Её Величества!"























.

Hosted by uCoz